Сайт учителя-логопеда

МДОУ "Детский сад №18 "Малыш"

Сорокиной Светланы Павловны

Словарь логопеда

 

 

Словарь основных логопедических терминов для родителей

 

 

 

 

 

Автоматизация (звука) этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Аграмматизмнарушение понимания и употребления грамматических средств языка.

Алалияотсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Алексияневозможность процесса чтения.

Аморфные слова это грамматически неизменяемые слова-корни, «аномальные слова» детской речи – слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова), слова-звукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию), контурные слова (в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов).

Артикуляциядеятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Артикуляционный аппарат совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию), включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

Афазияполная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Афонияотсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная причина афонии – не смыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха.

Брадилалияпатологически замедленный темп речи.

Гаммацизмнедостаток произношения звуков [Г], [Гь].

Дизартрия нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дислалиянарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислексиячастичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисграфиячастичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Задержка речевого развития (ЗРР)отставание речевого развития от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет.

Заиканиенарушение темпо - ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Звукоподражанияусловное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криков животных.

Импрессивная речь восприятие, понимание речи.

Иннервацияобеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.

Каппацизм недостаток произношения звуков [К], [Кь].

Кинестетические ощущения ощущения положения и движения органов.

Компенсациясложный, много аспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.

Контаминацияошибочное воспроизведение слов, заключающиеся в объединении в одно слово слогов, относящимся к различным словам.

Ламбдацизмнеправильное произношение звуков [Л], [Ль].

Логопедиянаука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедический массаж одна из логопедических техник, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Логорреябезудержный, бессвязный речевой поток, часто представляющий пустой набор отдельных слов, лишенных логической связи.

Логоритмикаэто система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Макроглоссияпатологическое увеличение языка; наблюдается при аномальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса.

Микроглоссияаномалия развития, малые размеры языка.

Модуляция голоса изменение высоты голоса, при снижении слуха, что делает речь монотонной.

Мутизмпрекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.

Нарушение голоса отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосообразующего аппарата.

Нарушения речи отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) иобусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Общее недоразвитие речи (ОНР)различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Отраженная речь повторенная за кем-либо речь.

Пальчиковые игры общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей.

Парафазиянарушения речевого высказывания, проявляющиеся в пропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия, например моколо вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в устной и письменной речи.

Патогенезмеханизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.

Персеверациициклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.

Пренатальный период относящийся к периоду перед рождением.

Распад речи утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.

Рефлекс в физиологии опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Растормаживаниепрекращение состояния внутреннего торможения в коре больших полушарий головного мозга под влиянием посторонних раздражителей.

Растормаживание речи у детей активизация развития речи у детей с задержкой речевого развития.

Растормаживание речи у взрослых восстановление речевой функции у безречевых больных.

Ринолалия нарушение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.

Ротацизмрасстройство произношения звуков [Р], [Рь].

Сенсорныйчувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.

Сигматизмрасстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.

Соматическийтермин, применяемый для обозначения разного рода явлений в организме, связанных с телом, в противоположность психике.

Сопряженная речь совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.

Судорогинепроизвольные сокращения мышц, возникающие при эпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях.

Тахилалиянарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду), родственное по своей природе баттаризму. В отличие от последнего, тахилалия представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.

Треморритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы.

Фонетико-фонематическое недоразвитие нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Фонематический анализ и синтез умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Фонематический слух тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону.

Экспрессивная речь активное устное и письменное высказывание.

Этиологияпричина возникновения болезни или патологического состояния.

Эхолалиянепроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.

 

 

Дата последнего обновления страницы 02.11.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»